СТАТЬЯ "ЛИНИЯ ПУШКИНА" ОПУБЛИКОВАНА В СОВМЕСТНОМ ИЗДАНИИ "УЧИТЕЛЬСКОЙ ГАЗЕТЫ" И ОБЩЕРОССИСКОГО ПРОФСОЮЗА ОБРАЗОВАНИЯ "МОЙ ПРОФСОЮЗ" (стр.6)

DSC 9385 2Я не знала, где достать гусиные перья. Они нужны были позарез для «Пушкинского урока» в Санкт-Петербурге, который организовал мой друг Сергей Софенко и лицей  533 в лице директора Майи Юрьевны Кунц. Говорят, перья осенью можно было достать, но вот теперь, среди зимы…  Ведь «Пушкинский урок» проводится именно в феврале к дню памяти гениального поэта. И в феврале единственным местом, где были неощипанные живые гуси-лебеди,  оказался … красноярский зоопарк. Опуская подробности операции по добыванию перьев и, наконец, вооружившись пачкой будущих инструментов для письма, можно было отправляться в культурную столицу.

Удивительная по простоте идея заложена в «Пушкинский урок»:  учителя-предметники ведут свои уроки, связывая их с творчеством А.С.Пушкина. Это могут быть уроки математики, химии, географии, вообще  любых предметных областей.  Учителя Санкт-Петербурга собираются, чтобы стать гостями на открытых уроках смельчаков со всей страны, в число которых в этом году попала и я. Ну, а мне придавали смелости мои козыри - гусиные перья. Ведь урок, который я решилась дать для восьмиклассников - урок рисования. Александр Пушкин был талантлив во всем, в том числе и в искусстве графики, о чем свидетельствуют черновики поэта, пестря набросками и профилями друзей, любимых женщин, правителей...  Пушкин виртуозно использовал линию как средство выразительности,  очень точно и лаконично передавая характер современников. Его портреты, часто без подписи,  узнаваемы настолько, что исследователи-пушкинисты раскрывают новые  смыслы сопутствующих строк на страницах черновиков. Например, портрет однокашника Владимира Вольховского  наш герой сопроводил строками: «Нас было двое: брат и я», возле портрета Николая Корсаков написал: «Он не пришел, кудрявый наш певец, … сын севера, бродя в краю чужом».  Поэтому мои ученики работали с излюбленным изобразительным средством Пушкина - линией. И урок назывался «Линия Пушкина». Прекрасную выставку удалось собрать в конце урока: профили ребят, учителей и самого Пушкина. Браво, суровые мальчишки класса - «политеха»!DSC 9401 2

Необычный взгляд на А.С. Пушкина как на «аристотелевского человека» открыл нам учитель химии школы 1259 г.Москвы Владимир Нодарович Головнер.  Для поэта Пушкина огонь, земля, вода и воздух не просто первичные, основные элементы мира, как считал Аристотель, но обладают движущей силой и душой. Посудите сами:

Тиха украинская ночь.
 Прозрачно небо.
Звёзды блещут.
Своей дремоты превозмочь
Не хочет воздух.

И это оказалось так правильно, когда чтение стихов сопровождались химическими опытами. И большой «бабах», соединивший водород и кислород в воду, логично завершил галерею олицетворений воды в стихах поэта.  

Как ты, могущ, глубок и мрачен.
Как ты, ничем неукротим. (о море)

А.С. Пушкин, оказывается, частенько делал героями своих произведений химические элементы. Например,  золото, серебро и медь, о чем узнали мы на уроке химии Людмилы Владимировны Буханистовой из Новосибирской области, открыты поэтом задолго до Менделеева. Золото несет множество значений в произведения поэта от «хороший», «милый сердцу»  до «бесценный», «дорогой», «мрачный», «могущественный».  На этом уроке даже появился новый термин «стихохимия». Биолог Александр Александрович  Буханистов открыл смертельное очарование растения вечнозеленого анчара и прочтение известного произведения Пушкина по-новому. Вообще, чета Буханистовых внесла в атмосферу «Пушкинского урока» сибирскую свежесть, веселость и ясность, и даже сам город поэта к их приезду заморозило и разъяснило.

Про город Ленинград шел разговор на  уроке директора гимназии 166 Санкт-Петербурга Игоря Альбертовича Карачевцева. Столько вопросов вызвал он у ребят, и столько скорби и восхищения мужеством жителей блокадного города, меняющих продукты  на поэзию и театр в самые трудные дни войны. Как Пушкин и красота поддержали дух ленинградцев и помогли выстоять, сквозь слезы слушали гости на этом уроке истории. Про великий город говорили ребята и на уроке учителя географии из гимназии 166 Мошникова Евгения Евгеньевича, сравнивая Санкт-Петербург вчера и сегодня , город Пушкина и город цифрового века.

DSC 9331 2Сюжет урока для географа Кобляковой Светланы Владимировны навеяли прогулки по ночному Михайловскому, имению матери Пушкина. Как выжить  в непроходимой тайге, как не потерять человеческое лицо, как отличить «своих» от «чужих», помог рассудить  рассказ «Она» современного автора. Мы знаем, что навсегда «своими» остались для Александра Сергеевича его однокашники по лицею. Выпускной 1817 года и речь Энгельгардта стали историческим моментом в жизни великого поэта и его друзей. Как традиции образования в Царском Селе перекликаются с сегодняшними традициями, разбирались ученики  Оксаны Станиславовны Горностаевой на уроке истории «Пушкинский круг». 

Вообще для учителей истории тема Пушкина - благодатная тема. Они считают его своим. То есть историком. Как это делает Пырина Валерия Васильевна, учитель истории, называя А.С.Пушкина «поэтом снаружи, историком внутри». Иванов Максим Викторович, учитель истории из Карелии, акцентировал внимание на свободолюбивой лирике Пушкина  и на сложности, неоднозначности  морального выбора. Мы делаем его каждый день, как и поэт в свое время.  

Даже математики нашли для своего предмета мотивы в содержании  «Пушкинского урока». Надежда Михайловна Растрепина, учитель  из школы 1571 г.Москвы,  заинтриговала всех задачами далекого Ганнибала, прадеда Пушкина, между прочим, военного инженера. Как решил тригонометрическую задачу   великий предок и как справились с ней современные школьники, увидели на уроке математики гости «Пушкинского урока». Болдырева Валерия Викторовна, физик из лицея 533, рассматривала тексты Пушкина через призму физических явлений. Сколько атмосферных давлений в силе расщелкивания золотых орешков белочкой во дворце царя Гвидона? Столько, сколько и положено рыжему  грызуну для добывания изумрудных ядрышек. Ушанов Станислав Валентинович, учитель информатики школы №197, раскрыл сказку «О царе Салтане…» для старшеклассников с новой стороны - стройной логики и алгоритмики.DSC 9339 2

Сам Алексей Сергеевич Софенко, являясь учителем  биологии,  на своем уроке литературы предоставил детям возможность написать письмо себе в будущем, ведь жанр послания был чрезвычайно популярен во времена Пушкина и требовал соблюдения некоторых правил. Теперь ребята с нетерпением ожидают окончания школы, чтобы открыть письмо от себя в прошлом. Тем более, что на балу, который объявила Татьяна Владимировна Евпатьева, организатор из лицея 533, наверняка «затрепетало сердце» и захотелось изложить на бумаге свои переживания и чувства, как делал это при каждой возможности поэт.

Вошел. Полна народу зала,
Уж музыка играть устала,
Толпа мазуркой занята.
Кругом и шум, и теснота,
Бренчат кавалергарда шпоры,
Летают ножки милых дам.
По их пленительным следам
Летают пламенные взоры.
И ревом скрыпок заглушен
Ревнивый шепот модных жен.  

Учитель биологии из Симферополя Швейдель Геннадий Владимирович вместе с учениками  рассмотрел исключительный темперамент А.С.Пушкина, благодаря которому, возможно,  мы и получили великое наследие поэта. А началось все… с разбитой на уроке чашки. И, конечно, говоря о Пушкине, без французского языка не обойтись! Даже свой портрет Александр Сергеевич описал по- французски. Людмила Геннадьевна Бабкина из Тулы связала узами истории поэта и Париж,  в котором он никогда не бывал. 

Как же это важно - беречь свое, родное, и делиться со «своими»! А своими стали для нас в этот день ученики лицея 533 со своими учителями, любимые коллеги из далеких городов, учителя Санкт-Петербурга, принимающие участие в дискуссиях на уроках, своим стал Александр Сергеевич, Пушкин - поэт,  Пушкин - историк, Пушкин - художник, Пушкин - человек!

Надежда Константиновна Князева, учитель начальных классов МАОУ СШ№137, г.Красноярск

  


Наши мероприятия