Пушкин«Умеют же люди давать названия своим урокам! Всегда восхищалась такой способностью учителей года: «Пушкин? Просто огонь!» - химия, «Пушкин.RU» - изобразительное искусство, «Чьих будете, Александр Сергеевич?» - география, «Гармония, управляющая Вселенной» - физика, «О чем не ведал вещий Олег?» - литература, «Экономика пушкинской строки» - экономика, «Культура 2» - обществознание, «Девять» - вообще интегрированный урок.

«Пушкин и химия?» - спросите вы. «Пушкин и физика?» - пожмете плечами. «Пушкин и география?» - поднимете брови. И непременно захотите попасть на пушкинский урок, который организует учитель года Санкт-Петербурга Сергей Алексеевич Софенко в начале февраля, ежегодно в годов- щину гибели великого поэта.

Но, как оказалось, Пушкин не погиб! Он живет здесь: в каждом названии урока, в каждом звонке и в самом воздухе лицея №533 Красногвардейского района Санкт-Петербурга. И даже заговорщицки подмигивает, когда я хватаю его бюст из учительской и приношу на свой урок в 9‑й класс.

Идея пушкинского урока проста и гениальна одновременно: учителя разных предметов проводят открытые уроки, связанные с творчеством Александра Сергеевича Пушкина, счастливые ученики лицея №533 учатся, гости пытаются связать (помните?) Пушкина и химию, Пушкина и физику, Пушкина и географию.

Я попыталась связать Пушкина и изобразительное искусство. Хотя все уже крепко-накрепко связано двести лет назад и даже документально подтверждено дневниками и рукописями поэта-художника. Почему Пушкин чаще всего рисовал на полях своих рукописей лица себя, своих друзей и недругов в профиль? А потому что именно профиль передает острохарактерные черты человека и делает его узнаваемым. Вот и мы с девяти-классниками решили использовать технику силуэта в профиль при изображении героев пушкинских стихов.

 

Я как учитель начальных классов обожаю сказки Пушкина, поэтому остановилась на «Сказке о рыбаке и рыбке». Кажущиеся простота и очевидность исхода ее обманчивы, в этом я убедилась, пока готовилась к уроку. Например, выяснила, что в рукописях у Пушкина был описан еще один каприз: старухи захотела быть римским папой и стала таки им благодаря золотой рыбке и безропотному старику. Только после этого ненасытная старуха пожелала быть владычицей морскою, ну а дальше вы сами знаете…

Кроме того, я открыла для себя историю появления «Сказки о рыбаке и рыбке» на свет. Оказывается, прообразом сказки Пушкина могла послужить сказка Братьев Гримм «О рыбаке и его жене», написанная на 20 лет раньше. Героиня - такая же капризная женщина, начавшая переустройство быта с нового корыта, а закончившая желанием стать Богом. Герой - безвольный муж, эксплуатирующий благодарную рыбку. Рыбка - камбала! Ну вот и самое главное отличие, подумала я, и сразу поверила в оригинальность сказки нашего Александра Сергеевича.

А какие интересные открытия сделала я на уроках своих коллег! Например, урок совпадений под названием «Девять» вскрыл мистические совпадения в текстах «Кавказский пленник» Льва Николаевича Толстого, Александра Сергеевича Пушкина и Михаила Юрьевича Лермонтова, в каждом по три - всего девять! Девяти-классники (!) получили девять (!) подсказок, ведь урок вели сразу трое учителей: Ольга Владимировна Овчинни-кова, Татьяна Сергеевна Патрикова, Светлана Владимировна Шалимова, учителя года Тульской области, между прочим, учителя физкультуры, информатики и литературы.

Неожиданно математика связала меня с Пушкиным на уроке Юлии Александровны Капалкиной, учителя года из Карачаево-Черкесской Республики. И не просто математика, а статистические исследования чередования гласных и согласных букв в «Евгении Онегине». Это как надо Пушкина любить? Или математику, чтобы пересчитать все буквы в двух главах романа и количество их сочетаний?! Оказалось, именно благодаря этому исследованию сейчас большие данные собирают всю информацию автоматически и правят за нас тексты сообщений, пусть иногда нелепо и смешно, а тогда все это делалось вручную и с чувством глубокой любви к русскому языку, вероятность появления каждой буквы которого можно просчитать!

Если вы приглашены на конференцию, которую проведет камер-юнкер Пушкин, отказаться невозможно. Вот и ученики Оксаны Александровны Родионовой, журналиста издания «Мой профсоюз», засыпали камер-юнкера вопросами, связанными со скандальным «Посланием к вельможе». Пришлось отвечать!

Мастера бинарного урока супруги Буханистовы, Александр Александрович и Людмила Владимировна, биолог и химик, учителя года Новосибирской области, открыли тайну Медного всадника (а вы не знали, что он не из меди?) и восхитили в очередной раз своими единодушием и связью с ауди торией любого возраста.

И все-таки привлекает прежде все- го название урока. Может быть, поэтому на уроке у Владимира Нодаровича Головнера, учителя года Москвы, под названием «Пушкин? Просто огонь!» негде было яблоку упасть. Хотя что это я про яблоко, это для другого персонажа реквизит. У Владимира Нодаровича был огонь, самый настоящий, вызываемый горючим эфиром флогистоном (по теории Георга Шталя) или кислородным горением (по теории Антуана Лавуазье). Огонь менял свой цвет, разгорался, затухал, как и положено на уроке химии, и дарил нам метафоры пушкинских строк, как и положено на Пушкинском уроке».

Надежда Константиновна Князева, учитель начальных классов МАОУ СШ №137 Красноярска, финалист конкурса «Учитель года России» - 2013 поделилась своими впечатлениями о Пушкинском фестивале в Санкт-Петербурге.

Все уроки фестиваля выставляются на канале ИМЦ Красногвардейского р-на Санкт-Петербурга

Прочитать полностью (стр.20)

 


Наши мероприятия